Навыки пользования незрячими общественным транспортом
Транспортные средства расширяют возможности незрячего. Он может работать, учиться, посещать библиотеки, друзей, общественные учреждения вдали от дома. Транспорт удобен для незрячих, потому что имеет определенные маршруты, остановки фиксированы и находятся вблизи от общественных учреждений. Чтобы найти нужный объект, незрячий может выбрать удобный маршрут. Учитывая огромную роль общественного транспорта в передвижении незрячих, необходимо овладеть рядом умений и навыков, которые приобретаются посредством многократных упражнений.
Обучение незрячих дошкольников трудовым навыкам
Проблема трудового воспитания незрячего дошкольника - это проблема формирования его активности, самостоятельности, проблема развития сенсорных процессов, воспитание нравственных норм поведения, веры в свои силы.
Труд самого ребенка является средством познания мира, поэтому он имеет огромное значение в жизни незрячего ребенка-дошкольника. Именно соприкасаясь с предметами, ребенок активно познает окружающий мир. Особенно большое значение при этом имеет ручной труд: лепка, аппликация, конструирование, которые являются не только изображением предметов, уже знакомых детям, но и позволяют детально познакомиться с тем, что еще им неизвестно.
О частично видящих детях
К практически незрячим относятся дети, имеющие остаточное зрение от 0,03 и ниже. Это частично видящие дети. При понижении зрения ребенок не видит некоторых предметов, находящихся от него в отдалении, плохо различает предметы, которые находятся от него на близком расстоянии. При различных нарушениях зрения может возникнуть неточное, и даже искаженное представление о предметах и явлениях окружающей действительности. Это приводит к тому, что у детей формируется неточное представление об окружающем мире.
Особенности развития речи незрячих дошкольников
Овладение речью и ее функциями при отсутствии зрения происходит в общих чертах также, как и у нормально видящих детей. Однако, отсутствие зрения накладывает на этот процесс определенный отпечаток. Формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и зрительном восприятии, существенно страдает.
К концу первого года жизни начинается овладение смысловой речью. Серьезные нарушения функций зрения ограничивают количество воспринимаемых объектов, затрудняют выделение многих существенных и, что также весьма важно, оказывающих сильное эмоциональное воздействие свойств и качеств предметов (например, цвет). Это ведет к замедлению познания действительности и сказывается на темпах речевого развития незрячего ребенка.
Советы незрячим
Незрячие ждут от окружающих не жалости и сочувствия, а понимания и конкретной помощи
Отсутствие зрительного восприятия действительности вызывает у незрячих большие затруднения в оценке своего местонахождения и взаимного расположения окружающих предметов. Это обуславливает необходимость специального обучения незрячих пространственной ориентировки.
Хорошо ориентируясь в пространстве, незрячие делаются полноценными и самостоятельными в труде и в быту. Навыки пространственной ориентировки достигаются в результате упорной и длительной работы над собой и тех, кто помогает им в этом.